Автор: Admin
Дата: 29-08-09 22:24
Эта тема родилась из вопросов, заданных "Jan"-ом и "Дмитрием 2009" в теме "Искривленная носовая перегородка".
Жан и Дмитрий утверждают, что
- "метод засекречен для пациентов ...",
- "метода-то фактически нет ...",
- "в какой-то брошюре ... нет ровным счетом ничего ..." (имеется в виду статья "О методе Бутейко из первых рук"),
- "большинство найденной информации рассказывают о методе, но не описывают его",
- т.д. и т.п.
При этом задаются следующие вопросы:
- Как тренироваться?
- Что нужно делать?
- Как часто?
- Что я при этом должен чувствовать?
- Как я должен понять, что всё делаю правильно?
Причем для других людей информации достаточно. Некоторым всего лишь достаточно узнать, что глубокое дыхание вредно для здоровья.
Причем с общепринятой точки зрения, скорее всего, Жан и Дмитрий не выглядят в жизни этакими тупицами или недоумками.
Так в чем же дело?
Давайте представим себе следующую ситуацию. Группа людей приехала в чужой город в командировку, и остановилась в гостинице.
С дороги проголодались, продукты с собой есть, но нужно сходить за хлебом.
Казалось бы, что может быть проще?
Но ведь НЕ ВСЯКИЙ, кого пошлют, вернется с хлебом ! ! !
В чем причина?
Так вот, современная идеология запрещает называть истинную причину того, что не всякий справится с простейшей задачей.
Попытка назвать эту причину всегда вызывает скандал!
Особенное отторжение это вызывает у того, кто не справился. Он почему-то считает себя страшно оскорбленным.
Притом, что в настоящее время человек не стыдится отсутствия умения правильно говорить, грамотно писать, плавать, ездить на велосипеде и т.п., не стыдится быть хилым, нечесаным, полуголым ... Даже сквернословить не только на улице, но и в СМИ уже многие считаю вполне допустимым.
Но всякий намек на недостаточное качество мышления по-прежнему считается вопиющим оскорблением.
Мы уже дожили до того, что в недостатках ученика всегда винят учителя, в проблемах со здоровьем - врачей, или как в данном случае "недостаточно подробное или недостаточно проработанное" описание метода лечения.
Вот и в методе Бутейко мы, да и остальные, всегда старались обходить этот скандальный момент.
Однако в последнее время мы провели ряд исследований с публикацией соответствующих научных работ, и считаем возможным начать обсуждение этой темы.
Начнем с того, что сам метод прост до безобразия. В разговорах его часто объясняют как здравомысленное отношение к своему здоровью. (Вспомним простую задачу сходить за хлебом.)
Чем же отличается метод Бутейко от других методик, которые кажутся понятными Жану и Дмитрию.
Оказывается, отличается тем, что метод - для людей с "живым" мышлением. А привычные медицинские методики - для людей с "роботизированным" или "зомбированным" мышлением.
Т.е. Жан и Дмитрий не находят в методе привычного описания последовательности действий (алгоритма, или программы), для выполнения которой не требуется мышление, а достаточно лишь безмозглого автомата типа процессора в роботах и компьютерах.
Но Жан и Дмитрий могут возразить: перепишите, мол, свой метод в виде алгоритма или программы так, чтобы даже люди с зомбипрованным мышлением могли бы его использовать.
Оказывается для метода Бутейко составить обозримый алгоритм невозможно. Применительно к методу доказательство будет мало понятным. Однако невозможность составления алгоритма для простых в человеческом смысле задач легко проиллюстрировать на том самом примере с походом за хлебом.
И так, если перед вами человек, то Вы просто говорите ему: "Сходи за хлебом". Если же перед Вами робот, то Вы вынуждены инструктировать его совсем по-другому: Что-то типа:
- три шага с четвертью на северо-восток,
- подними манипулятор до уровня 1.1. м, {уровень ручки двери}
- сомкни клешни манипулятора, {схвати ручку}
- перемести клешни по горизонтальной дуге на 110 градусов, {открой дверь}
- и т.д. и т.п.
Если рядом с роботом находится программист (рядом с пациентом - методист), то такая инструкция может быть довольно легко составлена, поскольку человек легко оценивает обстановку с огромным числом параметров (м.б. даже континуальным). Но инструкция, годная только для данной ситуации, для данного робота и для данного момента времени.
Но если программиста (методиста) рядом нет, то беда, поскольку в рассмотренном примере (и в новом пациенте) заранее неизвестно почти все!
Поэтому всегда и везде, а не только в методе Бутейко, подчеркивается: не получается самому - обратись к специалисту! Даже если просто надо выкрутить и вкрутить лампочку!
|
|