Author: Сергей Чёшев
Date: 03-27-20 22:17
Давно, лет 40 назад, делал выписки из поучений старцев. Может, кому пригодятся...
Симеон Новый Богослов:
Кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может сокрушаться и плакать, ни быть тихим и кротким, ни алкать, ни жаждать правды, ни быть милостивым, ни миротворцем, ни перенесть гонения за правду. И вообще говоря, нет возможности стяжать добродетели каким-либо способом, кроме сего внимания... Такое благодатное внимание, трезвение ума и сердца Святые Отцы называют ангельским пением... Убавляй втягивание ноздрей, чтобы не дышать без необходимости...
Преподобный Исихий:
Молитва гласная переходит в умную, а умная - в сердечную, производя дыхание тихо, но свободно. Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях сердца и тела должно соблюдать спокойствие, тихость, смирение и скромность...
Иоанн Златоуст:
Всякая молитва, в которой не утрудилось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души... Дух молится всегда... Пост внутреннего человека есть внимание к самому себе... Телесные делания при Иисусовой молитве - стесненное дыхание (сжатие гортани), сидение на стульце в пядь, примраченность места - полезны, ибо приспосабливают внешнее внутреннему... Стой на сердце с верою, что и Бог тут есть, а как есть - не соображай... Молиться надо иногда словами - гласно, а иногда умом - беззвучными словами в сердце, но молитва со словами и тут и там...
Григорий Синаит:
Молитва, не соединенная с правильным дыханием, не доходит до Господа... С утра, сев на стулец высотою в пядь, низведи ум от головы в сердце и держи его в нем, наклонившись болезненно и очень болезнуя грудью, плечами и шеею, непрестанно взывай умом и душою: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Удерживай несколько и дыхание, чтобы не дышать неосторожно... Молитва в новоначальных есть приснодвижное умное действие Святого Духа. Действие это вначале подобно огню, прозябающему из сердца, в конце концов же подобно свету благоухающему... Отцы учат, что для того, чтобы удержать ум неудержимый, скитающийся и рассеянный вражеской силой, нужно иметь память Божию вместо дыхания, соединить Иисусову молитву с дыханием своим, то есть непрестанно предстоять Богу в любви... Надо внимать себе и навыкать вводить свой ум внутрь себя чрез дыхание, чтобы крайне подвижный наш ум не смешивался, как пшеница с плевелами лукавых мечтаний, а укреплялся и просвещался от внимательной молитвы и созерцания Единого...
Иоанн Лествичник:
Многословие часто и в молитве ведет ум к рассеянности, а малословие собирает его. Люби краткую молитву... Чтобы ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словам молитвы, заключался и вмещался в словах молитвы... Святой и пренебесный огонь одних опаляет по причине недостаточной чистоты их; других напротив того просвещает, как достигших совершенства. Один и тот же огонь называется и огнем поядающим и светом просвещающим. По этой причине одни исходят от молитвы своей как бы из жарко натопленной бани, ощущая некоторое облегчение от скверны и вещественности; другие же выходят просвещенные светом и одеянными в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые после молитвы своей не ощущают ни которого из этих двух действий, молятся еще телесно, а не духовно... Памятование об Иисусе да будет соединено с дыханием твоим, и тогда узнаешь пользу безмолвия...
Исаак Сирин:
Человек - грешник, живущий весь вовне и потому называющийся внешним, вследствие покаяния и веры входит внутрь себя. И здесь, как пробужденный ото сна, видит совсем новый мiр, доселе ему неизвестный. Старайся войти в храмину, находящуюся внутри себя и увидишь храмину небесную. Закон для внутрь пребывания таков: держи сознание свое в сердце и собирай туда все силы души и тела. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами души и умом и волею и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли - бодренность, собрание чувств - трезвение. Внимание, бодренность, трезвение - три внутренние делания, коими совершается само собрание и действуется внутрь пребывание. За вниманием следует обращение внутрь очей, за бодренностью - напряжение мускулов во всем теле в направлении к персям, за трезвенностью - к подавлению услаждения и покоя плоти.
Марк Подвижник:
Делание покаяния (одумайся) должно быть соединено с деланием молитвы во единоделание - Господь соединил их, человек да не разлучает...
Евагрий:
Царство Божие есть высший покой, молчание, недвижимость тела и ума. Нет подъемов и спусков, нет образов. Это молитвенность души. Приход Бога возвещается световым сиянием в душе. Видеть можно только "место Бога"...
Благодарю.
|
|